вторник, 13 декабря 2011 г.

О себе

Доброго времени суток, мои читатели!

Часто приходится отвечать на вопросы, вроде: а расскажите о себе; где Вы живете, чем занимаетесь; где публиковались, с кем из современных писателей общаетесь?

Действительно, я не любитель афишировать свою личность, поскольку считаю, что творчество способно сказать вдумчивому читателю куда больше, чем элементы биографии писателя. Однако на этот раз, как автор блога и в качестве исключения, расскажу о себе  и о своем творческом пути.

Итак, зовут меня Маша Халикова. Мне 26.


Родилась в Южно-Сахалинске, где в пятилетнем возрасте пошла в первый класс.

Через год после этого переехала с родителями в Курганскую область. До четырнадцати лет мучилась, ограниченная тесными рамками среднестатистического села со всеми его бытовыми трудностями и своеобразными человеческими отношениями. Из желания раскрасить свою серую жизнь в девять лет начала писать стихи. Первое из них называлось "У моря" (август 1995 года) и было невольным посвящением потерянной родине. На Сахалин я возвращалась уже взрослой, но этот суровый край спустя много лет показался совершенно чужим и незнакомым.

В сентябре 1995 года с несколькими короткими детскими стихотворениями дебютировала на страничке "Переменка" половинской газеты "Вестник района". Благодаря редактору этой газеты, Галине Михайловне Абрамовой, человеку мудрому, доброму, жизнерадостному, поверила в свои силы. В январе 1996 года даже становилась лауреатом газеты в номинации "Открытие года". Помню как сейчас, была приглашена на чаепитие в редакцию, общалась с седовласыми строгими авторами и получила в подарок две книги замечательного автора Урсулы Ле Гуин...

Неоднократно потом публиковала в этой газете свои несуразные детские строки и стыдливые подростковые откровения вплоть до 1999 года, когда покинула село и перебралась в областной  центр - город Курган.

Да, говоря о своей жизни в селе, добавлю несколько слов о своих школьных учителях, которые спасали в беспросветности. Моя глубокая благодарность Таисии Георгиевне Шалыгиной и Ирине Викторовне Давыдовой, преподававшим у нас русский язык и литературу и своими уроками спасавшим юного человека от глухой тоски.

Помогали и конкурсы, проводимые теми же людьми - школьными учителями литературы и  редактором газеты. Я, кажется, не пропускала ни одного. В 1995 году заняла третье место в конкурсе "Книгочей", в 1999 - третье место в районном конкурсе к юбилею Пушкина "И с вами снова я, Александр Сергеевич!". В лагере "Зеленый борок" в 1999 году удостоилась звания "Лучшего стихоплета".

Была одним из лучших читателей детской библиотеки и активным участником различных кружков, как то "Вязание", "Декоративная обработка кожи", "Мягкая игрушка". Страстно хотела петь и танцевать, но - "не имела физической возможности".

В целом же воспоминания о детстве грустные.

Надо заметить здесь же, что не хочу сказать плохого о селе, в котором я оказалась волей судьбы, но я всегда была закоренелым урбанистом и остаюсь им. Люблю путешествовать по миру, дышать воздухом больших городов. Сейчас живу в городе-герое, мегаполисе, "миллионнике".

Тогда же, после восьмого класса, в неполные четырнадцать лет я уехала в Курган. Три года училась в средней общеобразовательной школе №49. Остро мечтала о лингво-гуманитарной гимназии, но не имела средств. Все свое время отдавала учебе. Решила для себя однажды: "Если существует некий образец - почему я не смогу его достичь?" И - смогла. Постоянно занимала призовые места в школьных олимпиадах, в том числе по словесности. В 2001 году получила второе место по Уральскому федеральному округу в конкурсе "Русский медвежонок - языкознание для всех". В 2002 году набрала высокие баллы в централизованном тестировании и пробном ЕГЭ по русскому языку (87 и 89 соответственно). Школу окончила в 2002 году с золотой медалью. Пишу ли об этом с гордостью? Скорее, нет, потому что путь к достижениям - это огромный труд, в ущерб многому в жизни: влюбленностям, друзьям и т.д. И победителя непременно сопровождает чувство одиночества.

В 2002 году поступила в Курганский социально-экономический институт, мечтала о красном дипломе и преподавании. До 2004 года работала в своей школе педагогом дополнительного образования: вела краеведческий кружок и возглавляла творческое объединение по восстановлению школьного музея "На стыке вех". Но это лишь звучало красиво. Наяву же происходило медленное разочарование в педагогической деятельности с связи с несовершенством образовательного и воспитательного процесса, равнодушием многих его участников.

Целью своей жизни видела безграничное стремление к совершенствованию. Не обошлось без максимализма, разного рода "перекосов" судьбы, метаний. "По долгу службы" и по собственному огромному интересу занималась историей 2003 году даже заняла второе место в областной историко-филателистической викторине "Познай свой край", посвященной 60-летию Курганской области и 220-летию присвоения Кургану статуса города). В то же время с успехом занималась на профессиональных двухгодичных курсах программистов, которые в декабре 2003 года окончила с "красным" дипломом. На "отлично" училась и в институте, постигая экономические дисциплины. Пробовала себя в публицистике 2004 году выпускала в своей школе актуальную подростковую газету "Attention!!!"). При всем этом ни на миг не порывала с литературным творчеством. Постоянно пыталась кого-то вокруг себя сплотить. С 2006 года начала выпускать школьный "Поэтический альманах" - ежегодное издание для пробующих перо, в 2007 году к нему добавилась "Лирическая Гостиная" - подростковый литературно-публицистический журнал с периодичностью выхода раз в полгода. С 2008-го два года была редактором газеты "Школьный звонок" и продолжала работу над краеведческими проектами.

Искала себя. Потом, постепенно, дорога начала прорисовываться все яснее. Социально-экономический институт оставила после четвертого курса, получив академическую справку с одними "пятерками"...

Теперь непосредственно о творчестве. Именно с этого времени оно становится более активным и самодостаточным. До 2005 года мои стихи были "пробой пера" (циклы "Привет из детства", 1995-1997, и "В ожидании чуда", 1998-1999), работой над формой ("Черные камни в розовой воде" - Часть I. "Взросление", Часть II. "Маленькая императрица", Часть III. "И все о тебе...", 2000-2003), носили подражательный характер ("Разразилась темнота...", 2003) или были проникнуты юношеским негативизмом ("Ногти цвета вишни", 2004-2005).

Стихи становятся по-настоящему оригинальными и созидательными в 2005 году. В июле этого года я впервые совершила самостоятельное путешествие поездом в Волгоград и буквально "заболела" этим прекрасным солнечным городом и железной дорогой. В связи с этим поступила на курсы в Курганский техникум железнодорожного транспорта, которые летом 2006 года окончила, естественно, с "отличным" свидетельством по специальности "Проводник пассажирских вагонов дальнего следования". Путешествия (Волгоград, Москва, Сахалин) дали много впечатлений, знакомств, "пищи для размышлений" и материалов для творчества. Я впервые, как мне казалось, увидела близко "большую жизнь" и окунулась в нее. В результате появляются сборники "Поезда..." / Часть I, 2005-2006 (включивший циклы "Курган-Волгоград" и "Моя эпопея"), и "Поезда..." / Часть II, 2006-2007 (циклы "Плацкартная ностальгия" и "Стальная разлука").

Избранное из разных сборников составляет книгу "Пути любви", которая вышла в Кургане в марте 2007 года.

Летом 2007 года мои "Поезда..." были отмечены Благодарственным письмом Главы города Кургана в конкурсе творчества "225 подарков к юбилею Кургана".

Далее следуют циклы "Проникновение в сущность" (2006), "Случайные попутчики" / Часть I (2000-2007) и Часть II (2007), "Письма в Волгоград" (2007), "Среди дождя, тумана и морей..." (2007), "Ночной разговор" (2007), "Волгоградский блокнот" (2007), "Поезда - избранное" (1998-2007), "Послесловие к письмам" (2007), "Воспоминания" (2007-2008),  "Золотые ночи" (2008), "Пространство для полета" (2008), "Жизнь большого города" (2008), "Мимолетные чувства" (2008), "Вторая волна" (2008-2009), "Почти без дождей" (2008), "В городах бездомных кошек..." (2008), "Зима" (2008), "Между зеркалом и эхом" (2009), "Набросок штрихами" (2009), "От декабря до декабря" (2008-2009), "Отголоски" (2009-2010), Сборники 2010 и 2011 года, а также большой цикл "Странные", давший название данному блогу. Что-то есть в Сети, что-то постепенно появится.

Но мы продолжаем. По итогам 1996-2007 годов вышел "самиздатовский" сборник "Двенадцать ступеней в небо", объединивший избранные стихи этого периода.

Случались и публикации. Кроме "Вестника района", мои стихи публиковали также курганские газеты "Новый мир" (зима 1999-2000), "Вечерний Курган" (весна 2003), альманах "Край городов" (Рязань, декабрь 2006). Постоянно выкладывала свои произведения на Литсовете и Стихи.ру, немного на Проза.ру. Были и другие сайты, но со временем остались только эти, так как хотелось без разброса вести полноценные страницы на посещаемых ресурсах.

Весной 2008 года я, неожиданно для себя, пробую силы в прозе и по-настоящему осознаю себя писателем. Как я скажу в дебютной повести "Первая любовь", "литература становится средством самопознания, самопонимания и самовыражения". К настоящему времени написано уже 54 повести и рассказа, почитать некоторые из которых можно здесь и вот здесь.

Ну, и наконец, летом 2008 года происходит событие, преобразившее мою творческую жизнь: я поступаю в Волгоградский государственный университет, на специальность "Литературное творчество". Начинаю заниматься в творческой лаборатории под руководством Елизаветы Викторовны Иванниковой и Евгения Александровича Кулькина. В Кургане знакомлюсь с прежним руководителем областной писательской организации Иваном Павловичем Яганом, который высоко оценивает мои стихи и направляет в литературную студию Виктора Федоровича Потанина при Курганском госуниверситете (ноябрь 2008).

Мои стихи публикуют в сборнике "Встреча друзей по перу" (Половинное, март 2009), в альманахе городского литературного клуба "Поэтическая горница" (выпуск 8, "От сердца к сердцу"). Газета "Новый мир" сначала дает стихотворение "Уходите Вы - найдутся другие!" (31 января 2009 года), затем упоминает обо мне в статье Валерия Портнягина "Женская воля" (7 марта 2009) и публикует стихотворение "Вопросы".

В результате в апреле 2009 года я становлюсь участницей Всероссийского совещания молодых писателей в городе Сургуте. А потом приходит популярность...

После этого в апреле-мае 2009 года мои стихи публикуют в электронном литературном журнале "Ликбез" (Барнаул, №59). Курганская областная газета "Новый мир" пишет две статьи об участниках семинара, в первой из которых дается упоминание обо мне, а вторая (написанная, к слову, редактором половинской газеты Г.М. Абрамовой, с которой мы встретились в литературной среде спустя несколько лет) посвящена мне целиком.

В июле 2009 года при поддержке Курганской областной писательской организации выходит моя первая "официальная" книга - "Путь, которым иду" (Курган, центр "Отклик").

17 августа получаю Диплом лауреата Международного литературного конкурса "Перекресток-2009" (Германия, Дюссельдорф) в номинации "Поэзия" (шорт-лист).

Кроме того, продолжаю редактировать "Школьный звонок" и продвигаться в журналистике. Так, в июне 2009 года получаю грамоту за успешное участие в курганском конкурсе "Медиаперспектива" в номинации "Авторская публикация (от 18 до 25 лет)".

Активно участвую и в сетевых конкурсах.

В октябре 2009 года журнал "Сибирский край" (№18) дает большую подборку моих стихов (из цикла "Воспоминания", 2008). В ноябре 2009 года мои стихи появляются и в журнале "Тобол" (№18). На сайте Централизованной библиотечной системы г. Кургана обо мне упоминается в обзорной статье "Поэзия для молодежи". И так далее, и так далее... Даже в волгоградской газете клуба творческой интеллигенции "Парнас" в октябре 2009 года публикуют несколько стихотворений.

4 декабря 2009 года в курганской городской библиотеке им. Маяковского прошла презентация моей книги "Путь, которым иду" (здесь уместным будет поблагодарить Светлану Федоровну Никитину, руководителя городского лит. клуба "Поэтическая горница" за организацию презентации и поддержку в целом).

А 28 декабря 2009 года руководитель курганской областной писательской организации Владимир Иванович Филимонов пригласил меня выступить на заключительном заседании, среди членов Союза писателей. Профессиональная литература становится реальностью...

И вот наступает 2010 год. Этот год для меня знаменателен тем, что, во-первых, я перебираюсь, наконец, в Город своей мечты и, во-вторых... ну да ладно, это уже из совсем личного. Именно поэтому мои произведения, начиная с 2010 года, будут располагаться только в моем блоге.

Литературная деятельность, между тем, продолжается.

Зимой 2009-2010 года по моей инициативе складывается литературная группа "МОлНиЯ!", летом 2010 года в Кургане (центр "Отклик") выходит наш дебютный сборник "Первая вспышка". В октябре 2010 года, по учебному "долгу" выступаю в "Парнасе".

Весной 2011 года мое давнее призовое место в литсоветовском конкурсе "Да будет свет!" "Ордена зажженной искры" (стихотворение "Запах белого чая...") неожиданно оборачивается публикацией в "урбанистическом" московском сборнике "В ордене Зажженной Искры", за что моя искренняя благодарность энтузиасту Игорю Чернову.

И вот - из совсем недавних событий. 3 декабря 2011 года на открытии выставки картин "Среда обитания - город" в волгоградском Доме литераторов, наконец, состоялась мини-презентация "молниеносного" сборника "Первая вспышка".

2011 год почти завершен. Чем порадует грядущий, 2012-й? Поживем - увидим.

Могу сказать одно: работать с блогом мне нравится. В планах -  размещение множества различных интересных материалов. Основой, конечно, станет мое собственное творчество. Это стихи, проза (повести и рассказы), а также художественная публицистика, написанные начиная с 2010 года. Кроме того, непременно будут появляться репортажи с интересных мероприятий, участником или гостем которых мне доведется стать. Буду рассказывать и о знакомых писателях, их жизненных и творческих путях. Намечаются конкурсы. Приветствуются обсуждения.

Оставайтесь с нами!

P.S. Загляните на досуге также в мой "рукодельный" блог - "Просто дневник жизни и творчества". Там уже немало статей о современной литературе, русском языке, различных видах рукоделия, кулинарии, заработке в Сети и т.д. Надеюсь, вы сможете почерпнуть из этого ресурса что-то для себя полезное. С уважением.

Еще обо мне.

Комментариев нет:

Отправить комментарий