среда, 1 февраля 2012 г.

Рецензия на рассказ Натальи Стародубцевой "О Да"

Рассказ "О Да" Н. Стародубцевой вошел в сборник "Первая вспышка", идейным вдохновителем которого мне довелось выступить в 2010 году. Я бы очень хотела, чтобы читатели моего блога по возможности познакомились с этим замечательным произведением.

Рассказ молодого волгоградского прозаика Натальи Стародубцевой «О Да» я впервые прочла три года назад. С тех пор это одно из моих любимых произведений современной литературы.

Мне кажется, этот фантастико-психоделический рассказ просто не может не стать близким своему читателю, - хотя бы по той причине, что затрагивает «вечные» философские вопросы,  в той или иной степени волнующие каждого мыслящего человека и притом поставленные в весьма нетривиальной форме.

Один из таких вопросов, поднятый в рассказе, - проблема времени, точнее – цикличности жизни.

Всем известна религиозная концепция цикличности, или вечного возвращения, - концепция восприятия мира как череды вечно повторяющихся событий, сформированная еще в Древнем Египте.

Данная проблема в разные времена интересовала не только теологов, но и ученых: историков, философов и т.д. Так, например, румынским историком религии Мирчи Элиаде в ХХ веке была написана работа «Миф о вечном возвращении», посвященная тому, как человек переживает и интерпретирует историю.

По аналогии с термином этой концепции в программировании существует понятие бесконечного цикла. Именно по этому принципу написана компьютерная игра, о которой идет речь в рассказе Натальи Стародубцевой. Ведь бесконечный цикл – то цикл, написанный таким образом, что условие выхода из него не выполняется никогда. Достигнув определенного уровня, героиня игры вновь и вновь возвращается к исходной точке – началу игры.

Эффект рассказа заключается в том, что цикличность в нем имеет отношение не к череде перерождений, не к особенности исторического процесса и, уж конечно, не к описываемой компьютерной игре. Явление бесконечной повторяемости здесь спроецировано на одну, отдельно взятую человеческую жизнь, стоящую за виртуальным существованием цифрового персонажа.

Согласитесь, многим из нас в какой-то момент приходила в голову мысль о том, что в нашей жизни все слишком предсказуемо. Каждый день происходит одно и то же. Мы встаем в семь утра по сигналу будильника, торопливо собираемся, усилием воли преодолевая сонливость, выходим на улицу, где видим всякий раз одни и те же серые стены и одинаково унылые хмурые лица, затем садимся в маршрутное такси одного и того же номера, едем на нелюбимую работу, где уже не принадлежим себе… Вечером забегаем в магазин, покупаем часто стандартный набор продуктов, спешим домой, где готовим ужин, обмениваемся несколькими фразами с домочадцами, которые в этой суете по сути остаются нам чужими, включаем телевизор, падаем от усталости в кровать… Мозг «завершает свою работу», как выключенный компьютер. Утро будит нас в семь утра по сигналу будильника, замыкая бесконечный цикл. И так проходит день за днем, месяц за месяцем, год за годом. Порой случаются развлечения, но и они как правило слишком предсказуемые, слишком привычные, чтобы действительно развлекать: чашка кофе, горячая ванна с душистой солью, тридцать дней положенного отпуска… Неужели мы родились, чтобы жить так? – иногда прорывается сквозь мешанину деловых мыслей отчаянный крик нашей души. Но мы отмахиваемся от нее: подожди, не до тебя, у меня еще столько дел, столько работы. И как выбраться из этого замкнутого круга – мы просто не представляем. А кто-то – что самое страшное – привыкает к этому настолько, что совершенно не представляет себе своей жизни без принадлежности этой чудовищной системе. Какие уж тут душевное равновесие, счастье, хорошее настроение, здоровье, энергетика? Сплошное дежавю… Вот и остается развлекаться то книжками о путешествии во времени, то фильмами на основе эффекта бабочки. А в отдельных, особенно «запущенных» психологических состояниях то попытками самоубийства, то отчаянными мольбами о помощи к своему Создателю, как в случае с героиней нашего рассказа – девушкой по имени Да. Вот только, что бы она ни делала: «топилась в быстрой реке, вскрывала себе вены ножом лесной разбойницы, замерзала под жуткими северными ветрами, отпустив домой оленя», – «всё без толку, потом опять же всё происходило снова». Или – короче и убедительнее: «Reload - reload - relo…ад».

Читая этот рассказ впервые и сопереживая его героине как самой себе, я непрерывно мучилась одной мыслью: здесь что-то не так, ну должен же быть хоть какой-то выход.

Вспомним хотя бы знаменитый американский фильм «День Сурка» (кстати, при прочтении рассказа просто не могут не возникнуть ассоциации с этой картиной). Бедный Фил Коннорс, снова и снова просыпающийся второго февраля в неуютной гостинице городка Панксатони! До тех пор, пока он был растерян, пытался осмыслить ситуацию или предавался развлечениям, ему не удавалось выбраться из некой петли захвата времени, которой не замечал никто, кроме него. Ни к чему не привели и многократные попытки самоубийства: второе февраля наступало неумолимо, снова и снова. Выход наступил лишь тогда, когда Фил решил посвятить себя добрым и бескорыстным делам, чем завоевал популярность среди местных жителей и расположение симпатичной ему девушки. Мораль, казалось бы, проста: живи каждый свой день насыщенно и с максимальной пользой, поскольку в реальности второго такого дня просто больше не будет.

Однако и здесь не все так просто, как кажется. Нашу Да не спасают даже отважные прохождения «всех уровней, головоломок, мини-игр и прочих испытаний», бескорыстно предпринятые для того, чтобы освободить своего дорогого Кая на радость любимой бабушке. Кай оказывается всего лишь бесчувственной «плоской картинкой», а временная петля возвращает Да к началу игры.

Миловидная девушка с золотистыми кудрями снова просыпается в семь утра от нестерпимого звона будильника, выходит на серые улицы ненавистного города и по привычке бежит на работу, где страдает от жестокости незнакомых людей и преодолевает препятствия на радость какому-то «очередному любителю сказочных блондинок», отмечающего «свою маленькую победу» бутылочкой холодного пива.

Тот факт, что подобное состояние знакомо многим людям подтверждает и обилие различных произведений с тем же самым сюжетным ходом в основе. Откройте статью «временная петля» на Википедии, и вы найдете много примеров в литературе, кино, телесериалах, компьютерных играх и т.д., так что сама идея Натальи Стародубцевой не нова, хотя и вполне самодостаточна.

До недавнего времени дальше этого момента в своей рецензии мне не удавалось продвинуться. Наверное, поэтому отзыв на рассказ появляется только три года спустя. Мне мало было сказать: «понравилось», - хотелось разгадать секрет, чтобы поделиться с читателем чем-то стоящим. Ведь не напрасно же в конце рассказа «Re…lo…a…» не превращается в обыкновенный для себя «relo…ад». Ведь автор ясно обозначил здесь просвет, не намекнув, однако, где искать выхода. По крайней мере, не в отчаянных рыданиях бедной Да, обращенных ко «всемогущему» господину Volkoffу, по чьему заказу была разработана компьютерная игра. Не в попытках самоубийства. И уж конечно, не в покорном примирении с существующей реальностью.

Ключ к разгадке нашелся неожиданно. Им стала одна из статей рассылки Вадима Зеланда, автора нашумевшего «Трансерфинга реальности».

Если вы еще не знакомы с этой теорией, вы многое упустили. Но речь сейчас не об этом. Мне придется хотя бы вкратце представить расстановку сил, чтобы дальше было понятно, о чем идет речь. Согласно теории Зеланда, мир представляет собой дуальное зеркало, по одну сторону которого лежит метафизическое пространство вариантов, а по другую – его материальная реализация, которую мы привыкли называть «реальным миром». Слой этой реализации свой у каждого человека. Более того, на него можно влиять, посылая вовне позитивные мыслеформы и подсвечивая тем самым желательные сектора пространства вариантов, которые, хоть и с задержкой, отразит в физический мир дуальное зеркало. Иными словами, вы можете стать Вершителем своей реальности, если обретете твердое намерение, рожденное в полном согласии ваших души и разума. Если же ваше намерение пока не столь твердо, существуют специальные техники – например, работа со слайдами. Коротко говоря, нужно систематически крутить в своих мыслях слайд как изображение желаемого как уже достигнутого, благодаря чему душа и разум все-таки придут в согласие, породив непостижимую силу – внешнее намерение, которое и осуществит ваше намерение. Если же при работе со слайдом вы испытываете некий дискомфорт – значит, представляемая цель не ваша, и от нее нужно отказаться. Уф, кажется, подготовительные разъяснения позади.

Теперь обратимся к тем самым словам Зеланда, в которых я усмотрела ключ для разгадки ребуса, который задала нам Наталья Стародубцева в своем рассказе «О Да».

В. Зеланд отвечает здесь на вопрос о том, можно ли при работе со слайдами включать в представляемую картинку конкретного человека:

«Обустраивая слой своего мира методами Трансерфинга, вы материализуете из пространства вариантов все, что намерены иметь. Это аналогично тому, как вы ходите в магазин и приносите оттуда в дом необходимые вещи. Пространство вариантов действительно содержит все блага, которые можно материализовать: дом, автомобиль, яхта, успешное продвижение по карьерной лестнице и т.д. Это шаблон, в котором хранятся сценарии и декорации. А существует ли нечто такое, чего там нет?


Там нет вашей любви или ненависти, вашего душевного комфорта или угнетенности, радости или грусти. Понимаете, чего там нет? Там нет вашей души. И знаете, в чем разница между реальными людьми и персонажами пространства вариантов, с которыми вы встречаетесь в сновидениях? В том, что у персонажей, в отличие от людей, отсутствует душа и самосознание. Они – просто шаблоны, манекены, или псевдо живые программы. Если в осознанном сновидении вы попробуете задать кому-либо из них вопрос наподобие: «А вы знаете, что я сплю, а вы мне снитесь?», – ничего кроме глупого смеха в ответ не услышите, потому что они не способны понять смысл таких вопросов. Персонажи сновидений действуют по заданному сценарию, как герои компьютерной игры или фильма. Что прописано для них на данной киноленте, которую вы в данный момент смотрите, то и будет.


Конечно, кинолент таких, с различными сценариями, – бесчисленное множество. Поэтому поведение персонажей может пластично меняться, в зависимости от ожиданий разума, который выступает и в роли зрителя, и в роли киномеханика (генератора идей). Разум, когда смотрит сновидение, своими ожиданиями и представлениями вносит мгновенные коррективы в сценарий, отчего и кинолента в тот же миг меняется. В результате, возникает иллюзия, будто сон человек не смотрит, а проживает, как реальную жизнь. Но все же, это иллюзия. Все, что там происходит, – не является реальностью, хотя в то же время существует реально и объективно (по аналогии: кино – иллюзия, а кинолента в коробке – реальность). И персонажи там – не живые, а бездушные шаблоны.


Что происходит, когда вы вставляете конкретного человека в свой слайд? Вы подсвечиваете лучом внимания киноленту из пространства вариантов с персонажем данного человека – его шаблоном. Но что толку? Ведь его – живого – там нет. Это все равно что смотреть кинофильм и думать, что общаешься с героем картины в действительности. Точно такая же ситуация с вызовом «духов умерших». Участники спиритических сеансов наивно полагают, что общаются с «умершими» – людьми, которые когда-то умерли, и теперь обитают где-то в потустороннем мире. На самом деле те «лица», так скажем, с которыми они общаются, никогда не рождались и никогда не умирали. Это все те же персонажи сновидений – слепки, копии, киноленты, которые как лежали, так и продолжают лежать где-то на полках пространства вариантов. А вот сами подлинники – души умерших – уже либо давно возродились в новом теле, либо витают в сферах, к которым только Богу открыт доступ».

Извините за столь обширную цитату, но все сказанное в ней имеет прямое отношение к разбираемому рассказу. Если вы прочитали ее внимательно, то наверняка догадались, в чем дело.

Дело в том, что Наталья Стародубцева показала нам сон – просто сон, а не реальную жизнь, за которую мы все поначалу ошибочно приняли приключения ее героини. И доказательство тому имеется самое прямое: ее окружают не люди, а те самые «бездушные шаблоны».

Впрочем, совсем не обязательно, что героиня спит в прямом, физическом смысле этого слова. Вполне можно спать и наяву, то есть жить совершенно бессознательно.

Но, осознав вдруг, что все происходящее вокруг – всего лишь сон, можно сделать сновидение осознанным и с этого момента превратиться в настоящего автора своей виртуальной жизни, потому что теперь все происходящее будет подчиняться вашему намерению.

По Зеланду, пока вы пытаетесь воздействовать на свое отражение в зеркале, чуда не произойдет. Чтобы отражение преобразилось, нужно изменить сам образ.

В общем, те, кто знаком с Трансерфингом, поняли, о чем я говорю. Для остальных подсказка тоже дана: загляните в рассылку Зеланда. Ну а мне, как одному из заинтересованных читателей рассказа остается только поблагодарить автора за доставленное удовольствие довольно долгого поиска ответа на загадку ее произведения и ни с чем не сравнимую радость нахождения этого ответа.

В заключение скажу несколько слов о форме произведения. Этот хорошо мне знакомый, неповторимый стиль Натальи Стародубцевой, ее в меру современный, но грамотный язык, интересный сюжет, вызывающая сочувствие, «живая» героиня рассказа – все работает в пользу автора.

И да простят мне мою неопытность в качестве критика и ту неизменную субъективность, с которой я берусь обычно за анализ понравившегося произведения, потому что быть субъективным как минимум значит быть неравнодушным, а это для всякого читателя весьма ценное качество.

Подводя итог, скажу: друзья, если вы любите хорошую современную прозу и в настоящее время ищете, что бы почитать в Сети, рекомендую рассказ Натальи Стародубцевой «О Да». Обещаю, вы не останетесь разочарованы.

2 комментария: